The Terminator – Other Voices (Documentary).
Part 3 – Visual effects and music.
(DVD "Terminator" Ultimate Edition, disc 2).
Возрастной рейтинг: 12+.
Д.К. – Джеймс Кэмерон (Режиссер).
Б.В. – Билл Вишер (Сотрудник Кэмерона).
С.В. – Стэн Уинстон (Изготовитель грима для Терминатора).
Д.У.М. – Джин Уоррен Младший (Руководитель студии суперэффектов "Fantasy II").
А.Ш. – Арнольд Шварцнеггер (Актер).
Л.Г. – Линда Гамильтон (Актриса).
М.Б. – Майкл Бьен (Актер).
Г.Э.Х. – Гэил Энн Хёрд (Продьюсер).
Д.В. – Джо Вискосил (Пиротехнические визуальные эффекты).
М.Г. – Марк Голдблатт (Монтажер).
Б.Ф. – Брэнд Фидел (Композитор).
("КАК СОЗДАВАЛСЯ ТЕРМИНАТОР". "ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ И МУЗЫКА").
Д.В.: Подготовку спецэффектов в поспродакшине мы начали с "охотников-убийц" и со сцен войны в будущем. Мы построили трехфутовую платформу, на которой должны были сниматься боевые сцены в миниатюре. На заднем плане были видны очертания разрушенных городов, на переднем плане разрушенные здания, черепа и прочее объекты.
Д.У.М.: Мы использовали проекции, так как для ощущения пространства в кадре необходимы большие площади и расстояния, поэтому фон был небольшого масштаба построенный из пенопласта и немного из фольги, чтобы соорудить силуэты и подсветку. Черепа, по которым проезжает танк, были вот такого размера (показывает), с грецкий орех, также в том кадре на переднем плане мы использовали большой череп. Поэтому в тех кадрах, где виден череп в натуральную величину, а за ним макеты маленьких, создается ощущение огромного пространства.
Д.В.: Джин – мастер по крупным планам. Использование черепа в натуральную величину на переднем плане, вместе с маленькими на один фут дальше, дало иллюзию, что в кадре тонна настоящих черепов.
Д.У.М.: Трудность была еще в том, что в тех крупных планах были использованы широкие линзы с ручным управлением. Я находился на расстоянии четырех, пяти, шести дюймов от модели и делал высокоскоростную съемку в районе от 80 до 120 кадров в секунду. Все это смотрелось очень круто. У нас было искусственное освещение, чтобы держать фокус и воссоздать огромные пространства. У вас должно быть высококачественное освещение, чтобы все казалось не таким миниатюрным.
Д.В.: Танки "охотники-убийцы" мы построили буквально с нуля с намерением, что когда мы закончим гусеницы, мы начнем съемку с них, затем перейдем к другой части корпуса и к верхней секции танка. Башня корпуса была радиоуправляемая. Из-за отсутствия времени строительство шло прямо на платформах, и мы тут же производили съемку, потому что много сцен требовали оптических лазеров.
Д.У.М.: У Джима было видение. Он хотел, чтобы лазеры не были просто линией света, а обладали глубиной, были визуально сложными. У него было подходящее цветовое решение для этого. Ужасно, сколько всего оптических решений пришлось перебрать, пока мы не остановились на этих лазерах. Тем не менее, большинство поисковых прожекторов вместе с дымкой окружающей среды были сняты натурально.
Д.В.: Дым мы применяли, чтобы скрыть не откорректированные детали на заднем плане, ведь там была съемочная площадка. Реальная глубина дистанции приблизительно 16, 18 футов, поэтому мы должны были использовать атмосферный газ и большой череп, чтобы создать иллюзию обширного пространства.
Д.У.М.: Время от времени мы использовали много рваного дыма. Когда нам был необходим более густой дым, мы использовали ладан и жгли древесный уголь, который применяют для выкуривания пчел.
Д.В.: Если вы католик, вы знаете, как это пахнет (смеется). Мы задыхались в дыму каждый божий день. Было очень жарко, словно Бёрбанк попал в ад на все лето.
Граната, летящая под гусеницы танка, это двухдюймовый кусочек пластмассы. Довольно сложно было сразу попасть под гусеницу (смеется), получилось только с 26 дубля.
Д.У.М.: Мы хотели, чтобы взрывы несли в себе много энергии и мощи.
Д.В.: Обычно взрывы окрашены в оранжевый цвет, но я их немного изменил, добавив две фотовспышки "General Electric", чтобы оранжевый цвет приобрел янтарный оттенок при вспышках-взрывах. Благодаря этому решению я добился огненного эффекта, а распыление арахисовой пыли дало эффект клубов дыма от взрывов.
Мы построили грубую модель летательного аппарата HK, у которой единственной рабочей деталью было шасси. Нужно было добиться отличного кадра с летающими аппаратами, мы расположили эти модели на площадке и засняли их силуэты со стороны. Благодаря этим планам, мы избежали многих неприятностей.
Одна из проблем, которую я припоминаю, заключаясь в том, как бы заставить модель аппарата лететь плавно, а не шататься из стороны в сторону, при его перемещении/ Поэтому мы решили использовать систему тросов. Мы подвешивали модели на электрических проводах, также некоторая часть таких проводов ушла на освещение. Мы сняли много сцен, где двигатель летательного аппарата замедлялся, модель бы покачивалась, но мы прошли через все эти трудности и все вышло хорошо.
Д.У.М.: Большинство сцен, где актеры двигаются на фоне разных миниатюр, макетов, моделей или различных спецэффектов были сняты с помощью передней, либо задней проекции. Короче, использовалось оба варианта.
Д.В.: Джим Кэмерон – большой сторонник задних проекций, множество сцен таким методом было снято очень профессионально. А Джин Уоррен хорошо все распланировал, мы точно знали, чего он хочет добиться: стрельбу танков или стрельбу из лазерного оружия по ним. Джин - мастер такого дела.
Д.У.М.: Взрыв грузовика, на котором Терминатор догоняет Сару, был полностью снят в миниатюре. Комбинированной съемкой.
Д.В.: Первоначально Джим хотел взорвать настоящий грузовик, но ему не позволили этого сделать, потому что он снимал в пригороде Лос-Анжелеса перед полицейским складом с оружием. Оружие, боеприпасы, полицейские вертолеты на здании. Поэтому Джин Уоррен должен был сделать все возможное, чтобы воссоздать всю локацию в миниатюре в масштабе 1:6. Макет построили на автостоянке рядом со студией "Fantasy II" в Бёрбанке, туда же поместили небольшую модель грузовика, которую и взорвали.
Д.У.М.: Картина последствий взрыва должна была соответствовать той картине, что мы сняли за 10 дней до этого. То есть главная декорация с горящими кусками железа была снята первой – последствие взрыва грузовика. Мы должны были взорвать макет грузовика так, чтобы все выглядело натурально, словно остатки макета – это настоящие куски железа грузовика.
Д.В.: Мне всегда нравился принцип цепной реакции и растягивание сцены. В сцене, где Майкл Бьен вставляет самодельную бомбу в выхлопную трубу грузовика, вместо одного гигантского взрыва я придумал отснять цепь из 42-х последовательных взрывов от хвоста до кабины. Вышло впечатляюще! Вначале мы произвели тест, – заправили бензин, бомбы, установили камеры, освещение и дали знать, что все наготове. Мы снимали тремя камерами со скоростью 120 кадров в секунду. Я уже хотел произвести взрыв, но трос, прикрепленный к акселератору грузовика, дернули с такой силой, что вырвали передние колеса и этот рывок спровоцировал общий взрыв.
Д.У.М.: Всегда надеешься на лучшее (смеется). Прикладываешь все большие усилия, чтобы все работало, как полагается.
Д.В.: Мы испортили дубль, и весь коллектив издал протяжный стон. Через пару дней была готова другая модель грузовика, и мы все успешно отсняли. По сей день, многие люди думают, что в кадре взрывается настоящий грузовик, а не его модель в полтора фута высотой и восемь футов длинной.
("СЕРДЦЕБИЕНИЕ МАШИНЫ").
Г.Э.Х.: Мы прослушали работы нескольких композиторов, которые бы записали музыку к фильму. Когда дело доходит до написания музыки, от бюджета уже ничего не остается.
Б.Ф.: Как было сказано, они снимали малобюджетный боевик и меня попросили написать музыку к этому фильму. Поначалу я не очень обрадовался. Перед написанием музыки и еще не видя материала, я обсудил с режиссером, как он представлял фильм, его детали. В беседе режиссер поделился со мной глубоким философским смыслом фильма и своими сновидениями. Часто случается, что после обсуждения идей смотришь фильм и кажется, что это не тот фильм, о котором рассказывал режиссер. Вдруг мелькает маленький фрагмент, который и оказывается тем глобальным концептом. Джим был одержим идеей "Терминатора", рассказывал о нем очень впечатляюще. Я не отозвался цинично, а только подумал: "Посмотрим". Я посмотрел первые десять минут и удивился: "Ничего себе! Это именно то о чем мне говорил Джим". Я увидел всю глубину, настроение и энергетику фильма и понял, что должен написать музыку к этой картине. В конце просмотра я просил, чтобы меня взяли на эту работу. В сцене, где робот взрывается, я вдруг произнес вслух: "Если он еще раз оживет, я ухожу отсюда", я подумал, что это моя мысль, но на самом деле я прокричал эти слова в комнате перед всеми. Я не мог этому поверить, и испугался, что потеряю эту работу, так что на просмотре остальной части фильма я вел себя очень тихо и не ворчал.
Г.Э.Х.: Брэд действительно понял идею фильма, что для передачи действий в фильме нужен энергичный, ударный бит.
Б.Ф.: Возникла идея музыкальной темы о механическом человеке и его сердцебиении.
Г.Э.Х.: Брэд выполнил свою работу великолепно, у него не было достаточно времени и денег, а мы все время добавляли новые планы. Все время и деньги мы потратили на постпродакшин, и Брэд не беспокоился об этом.
Д.К.: Он записал весь саундтрек в своем крутом гараже на отличных инструментах.
Б.Ф.: У меня было несколько разных синтезаторов, на всех я наигрывал разные партии, и каждая нота была сыграна вживую. Техника того времени не позволяла сводить все синтезаторы вместе, поэтому я корректировал все партии в реальном времени, чтобы они совпали. Особенно в случае с легким машинным ритом синтезатора "Oberheim", тяжелым от "Phophet 10" и прочими звуками других синтезаторов. Основное свойство саундтрека в том, что я пытаюсь взять под контроль машины. Я старался управлять своими музыкальными машинами, когда машины на экране старались управлять людьми.
В сцене, где Рис и Сара встречаются в полицейском участке и Рис в курсе, что кто-то преследует Сару, я подумал использовать сильную, героическую мелодию. Они партнеры в некотором роде и совершают побег, но Джим услышал эту мелодию и сказал: "Нет! Такая мелодия отвлечет зрителя от напряженного действия и, похоже, она дурацкая. Мы не будем ее использовать. Не хочу напрягать мозги зрителей" – и мы отказались от этой музыкальной темы. Я лишь хотел придать сцене героический окрас, но раз Джим не согласился, значит, он точно знал, что не стоит ее использовать. Я никогда не работал с режиссерами такого уровня.
Перевод: Егор Скрипко aka Shman. v1.0.
Корректор: Ellinida.
Сентябрь 2009 г.