Д.К. – Джеймс Кэмерон (Режиссер).
Б.В. – Билл Вишер (Сотрудник Кэмерона).
С.В. – Стэн Уинстон (Изготовитель грима для Терминатора).
Д.У.М. – Джин Уоррен Младший (Руководитель студии суперэффектов "Fantasy II”).
А.Ш. – Арнольд Шварцнеггер (Актер).
Л.Г. – Линда Гамильтон (Актриса).
М.Б. – Майкл Бьен (Актер).
Г.Э.Х. – Гэил Энн Хёрд (Продьюсер).
Д.В. – Джо Вискосил (Пиротехнические визуальные эффекты).
М.Г. – Марк Голдблатт (Монтажер).
Б.Ф. – Брэнд Фидел (Композитор).
("ПАУЗА В СЪЕМКАХ").
Г.Э.Х.: На начальной стадии мы планировали начать съемки фильма летом 1983 года в Торонто, Канада.
Д.К.: Я провел много времени на переговорах с городскими властями о том, какие локации и какие дороги мы бы могли использовать на съемках, что нам позволено делать, какие ограничения у нас могут быть. Короче пробивал наш путь с ножом через бюрократию.
Г.Э.Х.: К сожалению в это время Дино де Лаурентис решил выкупить права на съемку Арнольда в главной роли в сиквеле "Конан Варвар”.
Д.К. (Арнольду): И Дино не отпустил бы тебя на съемки "Терминтора”.
А.Ш. (Джеймсу): Ведь он прочитал сценарий и подумал про себя: "Они пытаются увести у меня звезду и надолго". Он знал, что это отличный сценарий.
Г.Э.Х: Мы вынуждены были перенести график съемок на март 1984 года в Лос-Анжелес.
Д.К.: Мы задержали проект на год, за это время я чуть не умер от голода. Моя мать высылала мне талоны по почте, чтобы я позволил себе купить два больших Биг Мака по цене одного, так бы я мог выжить. Я покупал два Биг Мака и таким способом экономил изо дня в день. Это было выгодно, пока мы не приступили к съемкам фильма. Я достаточно боролся за выживание, чтобы наконец-то приступить к проекту.
Г.Э.Х.: Арнольд был настолько важен для этого фильма, что все безропотно согласились перенести съемки на март. Если бы это был другой актер, не столь существенный для фильма, мы бы не стали ждать.
М.Б.: Мне пришлось ждать восемь, десять месяцев с сознанием того, что я утвержден на роль, и с невозможностью приступить к работе. В какой-то мере это неплохо для актера, есть время поработать над другими ролями. Но с другой стороны я сомневался, будет ли у меня эта роль? Кто эти люди? Держит ли слово Джим Кэмерон?
Г.Э.Х.: Одна положительная сторона девятимесячной задержки в том, что у нас было время тщательно подготовиться к съемкам. Мы были готовы к любым проблемам, с которыми бы столкнулись. Джим приготовил почти ко всему фильму такие цветные раскадровки, что начальство отдела чуть не попадали в обморок от его работы. Такая идея оказалась замечательной, чтобы начальству визуально представить весь план Джима.
("ВОЕННЫЕ ИСТОРИИ").
Д.К.: Мы знали, что должны были окупить затраты, но мы все еще были амбициозны. Поэтому само собой возникали споры между мной – режиссером и Гэил – продюсером. Это была командная работа. Мы не видели друг друга, но мы работали бок о бок.
Г.Э.Х.: Я не волновалась изо дня в день, каким получиться фильм, Но я должна была удостовериться, что мы сняли необходимые нам эпизоды и что компромиссы, на которые мы должны были пойти не поставят под угрозу съемку всего фильма.
Д.К.: Гэил улаживала разгоравшиеся конфликты между мной и компаниями "Hamdale” и "Orion”. В этих компаниях затраты меньше, чем у нас.
Г.Э.Х.: Я защищала не только Джима, но и сам фильм.
Д.К. (Арнольду): Мы сняли первый "Терминатор” за стоимость твоего дома на колесах, в котором ты жил на съемках второй серии (смеется). Или на деньги за твою овсянку.
А.Ш.: Точно.
Г.Э.Х.: Сразу перед съемками Линда Хэмильтон сломала свою лодыжку.
Л.Х.: Перед съемками в первом "Терминаторе” я сломала лодыжку, и порвала связки. Они так и не срослись.
Г.Э.Х.: Мы были обеспокоены, сможет ли она исполнить свою очень важную роль. Линда должна была бегать на протяжении всего фильма со сломанной лодыжкой, которую надо было перевязывать каждый день. Мы были вынуждены переносить съемки сцен, где приходилось много бегать на более позднее время. От таких неприятностей наш график менялся сильнее, чем мы этого хотели.
М.Б.: Мы снимали в центре Лос-Анжелеса, в худшей части города, ночью, летом, поэтому было жарко, сыро, грязно и стояла вонь. Переулки и все такое. Было противно, но это работало на фильм.
Г.Э.Х.: Подпольный ночной дискоклуб в фильме мы назвали "Технуар”. Мы думали, если мы получим хоть какие-нибудь хорошие рецензии, то внимание критиков могла бы привлечь эта дискотека, противоположность фильму нуар или жанру "черное кино” (Этот жанр кино появился во время Второй мировой войны; криминальная драма, жёсткий психологический детектив, отражающие мрачные общественные настроения. Прим. переводчика), темная сторона технологии. Поэтому мы так назвали этот ночной клуб. Мы снимали жизнь ночного города в помещении, который обычно был рестораном. Вышло очень реалистично, люди платили за вход, а после мы свертывали съемку. В то время мы так нуждались в наличных, что брали деньги с массовки за пропуск в наш клуб (смеется). Но здравый смысл сдерживал нас, и мы снизили плату.
Д.К. (Арнольду): Ты помнишь, как мы снимали твой удар в стекло стальным кулаком? В полном обмундировании было тяжело двигаться, поэтому мы не двигали автомобиль, он оставался на месте, а перемещали кирпичную стену позади автомобиля.
А.Ш.: Так и было. Мы перемещали кирпичную стену.
Д.К. (Арнольду): Ты был привязан к этой штуке с поддельной рукой. Твоя настоящая рука была за спиной.
А.Ш. (Джеймсу): Механическая рука была справа от меня. Снимали со стороны, и все выглядело будто это моя рука, было необычно. И я помню, как мы снимали сцены в том переулке, я никогда так много не бегал, как в ту ночь. Помнишь, сколько времени мы бежали с низко закрепленной камерой? Бежать до конца этого переулка в отвратительной кожаной обуви, в тяжелой обуви, а затем перепрыгнуть горящий автомобиль. Трюки были действительно тяжелыми, было действительно трудно, особенно со всей этими штуками на кожаной куртке, а после петарды, беготня и взрывы. Но опять же, чем больше актер участвует в таких трюках, тем лучше удается, правдоподобнее.
М.Б.: Самая трудная в физическом плане была сцена, где я пронзаю время и оказываюсь на земле. Снимали парня-каскадера. Установили две лестницы на пять, шесть футов от земли. Он лег, камера была закреплена снизу, он всего лишь раздвинул лестницу и упал. Ушиб плечо, бедро, колени. Или вы считаете, что рухнуть на цемент с пяти футов не так болезненно?
В сцене погони мы были позади передвижных камер, мы были прикреплены к ним, всегда в кадре. Мы ехали быстро, тормоза визжали на поворотах, те камеры не отставали от нас. Я помню, как во время движения возникла, напряженная ситуация, наша машина врезалась в углы на поворотах. Я держал руль и кричал Линде: "Терминатор", наша машина раздолбана, Джим продолжает снимать, я на середине своего текста, дергаю руль на себя, руль отрывается, а затем я сую этот руль Линде, мол, теперь ты поведешь (смеется). Мы здорово повеселились на съемках.
Г.Э.Х.: Арнольд был в этом деле потрясающим, его невозможно утомить, он всегда на ногах. И независимо от того, какой у нас выдался трудный день, Арнольд всегда устраивал розыгрыши или что-то говорил, что заставляло нас громко смеяться. Это помогло нам не упасть духом.
Д.К.: У него отличная рабочая этика. Он 100% предан своему делу и дисциплинирован для достижения лучшего результата.
Г.Э.Х.: Он твердо верил в этот проект.
Д.К.: Арнольд не был доступен для наших съемок в течение двух недель. Мы понятия не имели, получиться ли у нас фильм. Мы делали свою работу, и все проходило на "ура”. Работа не требовала особой силы, в этом не было никакой химии. Арнольд вломился первый вечер съемок в таком гриме, словно он обгорел: обгоревшие брови, а на затылке образовалась лысина и у него была еще стрижка как у панка. Мы заперли его в полицейской машине и начали снимать, у нас еще было освещение Адама Гринберга с холодным голубым сиянием снизу. А когда мы на следующий день прочли об этом в газетах, мы были потрясены. Это было великолепно! Я также заметил, что в течение нескольких дней после этого случая, все кружащиеся стервятники и все сплетники, выскочки и прочие негативные личности, которые глумились над проектом, сбавили свои обороты и позволили нам работать.
М.Б.: Конечно, меня всегда спрашивают об Арнольде, реже о нас с Арнольдом. Если бы мы работали вместе, я бы видел его повсюду, а так он делал свою работу, я делал свою. Мы никогда не сотрудничали, никогда не снимались в совместных сценах. Съемки этого фильма были единственным сотрудничеством. Мы с Линдой бежали, он нас догонял, вот так я снимался в сценах с Арнольдом, иначе бы кино не вышло. Когда дело дошло до кульминации фильма, это был уже не Шварцнеггер, а спецэффект.
("ЭНДОСКЕЛЕТ. ВОЛШЕЛБСТВО СТЭНА ВИНСТОНА").
С.В.: Джим хотел посмотреть разные варианты металлического образа Терминатора, как блестящий художник он имел право выбора. Мы прошлись по нескольким вариантам скульптур, рассмотрели разные возможные виды эндоскелета и в итоге вернулись к первоначальному типу, который нарисовал Джим. Он сам нарисовал нужный скелет, и мы приступили работать над деталями. Фактически, Джим стал самым главным художником в моей студии. Я постоянно интересовался у него, почему он не предоставит мне небольшой эскиз? По эскизам Джима Кэмерона я понимал, над какими деталями работать дальше, затем показывал, рассказывал остальным, что мы должны сделать: "Это его части тела. Это его бедра, а это лопатка". И так каждый раз: обсуждали, конструировали, Джим рисовал эскизы в деталях, каждую деталь эндоскелета. Спасибо Господи, что он есть. В конечном итоге авторство всех этих разработок перешло ко мне, и я продолжил работать.
Г.Э.Х.: Когда мы впервые встретились со Стэном, мы предчувствовали, что физически невозможно будет собрать так много комбинированных съемок в одном фильме, сколько мы планировали.
С.В.: Я должен был оговорить с Джимом концепцию создания эндоскелета в полный рост. Он планировал, что движения эндоскелета будут в "stop-motion” анимации.
Д.У.М.: Джим был обеспокоен тем как бы все это сделать. Он хотел, чтобы все смотрелось как можно натуральнее. Он всегда старался изо всех сил сделать все как он хочет, не забывая о времени и сумме денег, которые были выделены на этот проект. Думаю, первоначально он собирался сделать больше чем "stop-motion”.
С.В.: Я сказал Джиму: "Думаю, мы можем изготовить эндоскелет в полный рост и добиться натуральных движений с помощью кукол и аниматорики (Создание муляжей людей, животных, способных двигаться и издавать звуки. Прим. переводчика)". Джим пошел на это, осознавая, что многие движение робота мы не сможем осуществить, и он должен быть положиться на "stop-motion” анимацию.
Г.Э.Х.: Благодаря способности Стэна видеть фильм от начала до конца, в комбинации с талантом Джима создавать раскадровки для каждого эпизода, мы понимали, что сможем сделать многое в работе над фильмом. Но нам нужно было знать заранее, что повлекут за собой такие действия.
С.В.: Я знал, что мы можем добиться, чтобы робот немного ходил и некоторые другие его движения,
смастерив кукольную верхнюю часть туловища Терминатора, который будет нести на своих плечах кукловод. Мы использовали этот технический прием. Шэн Мэхэн был кукловодом Терминатора, он нес верхнюю часть туловища робота, имитировал его походку и хромоту, как он волочил одну ногу за собой. Затем мы добавили нашу аниматорику, чтобы двигать его головой и глазом. Разработчиками такого приема были Сони Бурмэн и Боб Уилиамс.
Мы также изготовили эндоскелет в полный рост, чтобы Джим мог его снимать с головы до пят. А в тех сценах, где робот уже разорван пополам и еле живой продолжает ползти по полу, мы опять задействовали верхнюю часть туловища, которую тащили техники находящиеся под полом. Были механические руки, это были наши первые хорошо разработанные руки робота, которые появлялись в кадре, цеплялись за что-то, подтаскивая тело Терминатора. Была еще одна копия скелета сделанная из уретана для сцены взрыва робота. Причина, по которой скелет был из уретана и мы его хромировали – простая безопасность. Мы не хотели, чтобы при взрыве робота его металлические части убили всех людей в команде. Были отдельно и нижние конечности, чтобы показать, как он поднимается по лестнице. Также мы построили огромную лицевую копию эндоскелета для крупных планов сцены операции с глазом, чтобы показать движение его зрачков сделанные из фотографических линз. Короче, много чего было использовано для создания эндоскелета. К тому же я знал, чтобы окончательно убедить зрителя, что перед ним робот-Терминатор, мы должны были создать искусственную копию головы Арнольда. Было сделано несколько таких голов, одна из них использовалась в сцене, где Терминатор ехал на грузовике. Но грим оказался настолько убедительным, что искусственную голову мы снимали меньше, чем планировали. Это дало Джиму больше творческой свободы при съемках фильма, а Арнольду больше действий. Искусственная голова была задействована лишь в нескольких крупных планах для пущей убедительности. Это помогало повествованию.
("ПРИНЦИП ПОСТПРОДАКШН").
Г.Э.Х.: Нам с Джимом повезло, когда мы стали обучаться у Рождера Кормана, он преподал нам важные уроки. Один из них заключается в том, что часто фильмы создаются в постпродакшине (Период обработки видеоматериала после съёмок эпизодов фильма, подготовка и изготовление компьютерных объектов, редакция, монтаж, озвучивание и обработка материала фильма. Прим. переводчика). Мы приступали к съемкам, зная что, не поймем до конца все ли мы сняли, пока не сядем монтировать. Мы отложили солидную сумму денег на постпродакшн, и нам вдвойне повезло, что Линдсли Пэрисон, – глава финансовой компании для фильмов в Лос-Анжелесе, – заключил с нами договор и поверил в нас. А затем под большим давлением мы взяли ту отложенную сумму. При этом у нас не было четких планов, не были отсняты все сцены, и основную работу еще простояло доделать в поспродакшине, но Лиднсли знал, что это разумный способ влиться в создание фильма, и он поддерживал каждый наш шаг.
М.Г.: Мы должны были снять эту картину на выделенный мизерный бюджет. Когда Джиму нужны были дополнительные кадры в постопродакшине или в чем-нибудь в этом роде, он либо покидал студию и снимал их, либо нанимал недорогую команду. Или же большую команду, которую он мог бы позволить на деньги из своего кошелька.
Д.К.: Заработок режиссера ушел на съемки.
М.Г.: Они собрали небольшую команду кинолюбителей, словно партизанский отряд и отправились снимать кино. Я полагаю, что Джим заставил Арнольда взяться за это дело. Все занимались этим проектом.
Г.Э.Х.: Мы сделали все с точки зрения создания фильмов в стиле партизанских войн. В какой-то момент мы заметили, что нам не хватает сцены, где Терминатор находится возле квартиры Сары и Джинжер, мы не знали, как ее снять, эта локация нам уже не была доступна. Поэтому мы направились к дому, где я жила и закрасили двери в черный цвет, как на скользящей, стеклянной двери от квартиры Джинжер. Наша обувь была забрызгана краской, поэтому с ней пришлось распрощаться и все ради одного эпизода.
М.Г.: В последней сцене, где тело Риса выносят в мешке для трупов, использовался виниловый мешок от костюма Джима Кэмерона, который нашелся в автомобиле. Он просто вытащил его и мешок для трупов готов.
М.Б.: Они положили мешок на меня, открыли, а затем застегнули молнию. Снималось в Грэфит Парке, я лежал на машине с мешком сверху. Уверен, у нас не было разрешения той ночью, и все снималось в тайне.
С.В.: В конце съемок фильма нам пришлось вернуться назад и вставить несколько эпизодов. Джим захотел показать крупным планом, как Терминатор гибнет под прессом в конце фильма. Небольшая вспышка глаза и глаз тухнет, а затем появляется небольшая дымка. Никто так не снимал как мы тогда. Под руководством Джима были сделаны две половинки пресса из пенопласта: верхняя и нижняя его часть и их покрасили в металлик. Также мы изготовили небольшое отверстие с глазом Терминатора из пены и фольги. Затем на месте зрачка вставили красную лампочку. Взяли два куска пресса, стали их сжимать, кусок фольги стал отваливаться, глаз остался на месте, мы все продолжали сжимать пресс и глаз стал тухнуть, все это происходило в легкой дымке. Дым в этом кадре – это просто дым от сигарет. Кто-то курил в это время и случайно пустил дым в камеру, удачно. Такой вот вышел заключительный эпизод фильма из пены, фольги и сигаретного дыма, после всех штук за сотни тысяч долларов и искусственных голов.
М.Г.: Каждый вложил сердце и душу в эту картину, и явно заметна страсть на экране. Страсть Гэил. Джима и Арнольда. Актеры передали все полностью.
Д.К.: Думаю, такая игра имеет большое значение для фильма.
Г.Э.Х.: Мы были достаточно наивны, не предполагали, что снять такой фильм – несбыточная мечта. Думаю из-за этой наивности, мы все-таки осуществили ее.
("ПОСЛЕДНИЙ ПЛАН").
Г.Э.Х.: Финальный план фильма мы планировали снимать в пустыне, но Линда на тот момент не была доступна, тогда мы пригласили поучаствовать мою секретаршу Поли Апостолоф, привезли собаку моей мамы, достали джип и вместе с Джином Уорреном и Джимом поехали снимать сцену.
Д.У.М.: Еще со мной поехал мой сын Крис, чтобы помочь мне с декорациями.
К.У.: От меня требовалась только физическая сила.
Д.У.М.: Мы приступили в воскресение.
Г.Э.Х.: Мы приехали на место.
Д.У.М.: Которая находилась у черта на куличках.
Г.Э.Х.: Мы весь день возле заправки ждали хорошего естественного освещения. Мимо не проехала ни одна машина.
Д.У.М.: Оставалось пять минут до начала съемок.
Г.Э.Х.: Мы установили камеру в нескольких шагах от дороги.
Д.У.М.: Я сказал Поли, чтобы она села в джип и уехала.
Г.Э.Х.: Как только она собиралась поехать…
Д.У.М.: Вдруг на шоссе возникла маленькая точка приближающегося автомобиля. Джим сказал: "Наверное, это полиция".
Г.Э.Х.: И тут останавливается полицейская машина. А мы были неподготовлены к этому.
Д.У.М.: У нас не было разрешения или типа того.
Г.Э.Х.: Мы не должны были там находиться.
Д.У.М.: Коп протянул: "Народ, что вы тут делаете?"
Г.Э.Х.: "Простите. Вы должны убрать это оборудование с дороги и, кстати, где у вас разрешение на съемку?"
К.У.: Мой папа повернулся и сказал полицейскому: "Мой сын готовит школьный проект".
Д.У.М.: Мы помогаем моему сыну снять фильм.
Г.Э.Х.: Это студенческие съемки. Надо доснять один план и все, мы уедем.
К.У.: Я стою сзади и улыбаюсь.
Д.У.М.: Коп подумал: "Это такая мелочь… Прекрасно, что вы помогаете своему сыну с фильмом". Он подумал, что мой сын учится на режиссера.
Г.Э.Х.: Полицейский оказался отзывчив и согласился придержать движение на дороге.
К.У.: Его отношение изменилось. Мол, если необходимо, то снимайте прямо на дороге.
Д.У.М.: Но мы не стали этого делать, так как это было опасно и чтобы не перерождать шоссе.
Г.Э.Х.: Было смешно, ведь эта полицейская машина была единственной на дороге за весь день.
К.У.: Все происходящее валили на меня, я чуть не намочил штаны.
Д.У.М.: Мы переместили камеру более чем на три фута, полицейский удалился, а мы отсняли сцену и разъехались по домам.
Г.Э.Х.: Фактически это была последняя сцена фильма.