Д.К. – Джеймс Кэмерон (Режиссер).
Б.В. – Билл Вишер (Сотрудник Кэмерона).
С.В. – Стэн Уинстон (Изготовитель грима для Терминатора).
Д.У.М. – Джин Уоррен Младший (Руководитель студии суперэффектов "Fantasy II").
А.Ш. – Арнольд Шварцнеггер (Актер).
Л.Г. – Линда Гамильтон (Актриса).
М.Б. – Майкл Бьен (Актер).
Г.Э.Х. – Гэил Энн Хёрд (Продьюсер).
Д.В. – Джо Вискосил (Пиротехнические визуальные эффекты).
М.Г. – Марк Голдблатт (Монтажер).
Б.Ф. – Брэнд Фидел (Композитор).
Д.К.: Вера в успех фильма – важный фактор, не только для актеров, но и для каждого творческого человека. Люди любят атмосферу фильмов в стиле партизанских войн. Они любят (смотреть) фильм, в который верят и который заставляет заглянуть в себя.
Б.В.: Для меня фильм "Терминатор 1" как "Прекрасная жизнь" с оружием.
С.В.: Я встретился с Джимом, взглянул на его рисунки, взглянул на эндосеклет, прочитал сценарий, захлопнул альбом и сказал: "Не вопрос, это будет незабываемый фильм".
Д.У.М.: С таким сценарием выйдет отличный фильм. Мы должны его снять.
А.Ш.: Все вокруг мне говорили: "Может тебе не следует играть злодея? Это плохо для твоей карьеры".
Л.Х.: Думаю, любовная история в фильме имела большое значение для зрителей.
Г.Э.Х.: Мы сделали все с точки зрения создания фильмов в стиле партизанских войн.
М.Б.: Ночи, крысы, переулки автомобильные погони.
Д.В.: Я намеревался определиться с ценой. Каждый в нашем коллективе стонал: "Сколько же денег уйдет на этот фильм?"
М.Г.: Я немного побаивался. "Смогу ли я смонтировать настолько сложный фильм?"
Б.Ф.: Дух Терминатора преследует нас. Давит график работы, давят и крайние сроки сдачи фильма.
("ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГОЛОСА: НАЗАД СКВОЗЬ ВРЕМЯ". "КАК СОЗДАВАЛСЯ ТЕРМИНАТОР". "ВОСПОМИНАНИЯ СЪЕМОЧНОЙ ГРУППЫ". "НАЧАЛО").
Б.В.: Мы с Джимом познакомились в 1973 году. В то время в городе было не так много людей, которых бы интересовала научная фантастика и все в таком духе. С нами был еще один приятель, с которым мы дружим до сих пор, его звали Рэнди Фрэйкс, и он в последнее время также работал с Джимом. Я многое узнал, читая его фантастические рассказы, и думаю Джим тоже. Мы встретились в крошечном городе, и у нас всех было желание работать в шоу-бизнесе. Мы хотели снимать кино. Тогда же Джим познакомился с Гэил Хёрд на съемках картины Кормана, она была подающим надежды молодым продюсером.
Г.Э.Х.: Все началось, когда я впервые встретилась с Джимом, в то время он работал над моделями к фильму "Битва за пределами звезд". Я была помощником менеджера и предполагала, что Джим был начальником в модельном цехе, но он всего лишь их изготавливал, хотя вел себя так, словно он был главным. В нем ощущалась власть.
М.Г.: Все мы в то время работали. Я работала в постпроизводственной в Венеции на Главной Улице, и в том же здании был модельный цех.
Д.К.: Мы вместе прошли школу Роджера Корнана и работали над "Битвой за пределами звезд". Мы знали друг друга.
Г.Э.Х. Работая над фильмом "Битва за пределами звезд", мы нуждались в ком-то, кто был бы главным художником.
Д.К.: Все или ничего. Вы только двигаетесь к своей цели.
Б.В.: Дела шли в гору, и это казалось естественным. Мы были хорошо знакомы и решили помочь друг другу написать сценарий и работать над проектами.
Г.Э.Х.: Мы работали вместе, плечом к плечу и решили, что в и будущем мы станем сотрудничать. Джим в качестве режиссера, а я в качестве продюсера.
Б.В.: Джим говорил, что всегда любил кошмары, потому что они принесли ему потрясающие образы, а розовые сны казались пустой тратой времени.
Г.Э.Х.: Джим работал в постпродакшине в Риме на съемках фильма "Пиранья II", однажды утром он позвонил мне и рассказал о своем лихорадочном сне, у него случилось видение.
Д.К.: У меня повторялся образ механической фигуры.
Б.В.: Джим сказал мне, что ему приснился Терминатор выходящий из огня.
Д.К.: И я начал его рисовать. Я видел, что он был роботом, которого можно было разломать пополам, но он бы продолжал преследовать своих жертв, как в классике типа "Потрошителя" 70-х. Я думал над тем, как владеющий ножом робот и разрезанный пополам, будет ползти по полу к некой бедной женщине-жертве. Этот эпизод – центр истории. Я вернулся со съемок "Пираньи II", уволился уже во второй раз.
Б.Р.: Он вернулся без копейки в кармане.
Д.К.: Мой автомобиль, взятый в кредит, забрали за неплатеж. У меня не осталось наличных, и я досматривал свой сон на полу дома Рэнди Фрэйкса. В то время я писал сценарий.
Б.В.: Раз этот робот не существует сегодня, значит, он должен прилететь из будущего. Так мы придумали, и из этих всех событий зарождалась идея фильма. И я точно помню, что героем эпизода Джим хотел сделать женщину.
Д.К.: Наверное, я был под впечатлением от фильма "Чужой", который на тот момент являлся одним из первых научно-фантастическим фильмом. В "Чужом" главным героем тоже была женщина, которая стала бойцом по своей воле. Мне понравилась эта идея, это в принципе соответствует моим взглядам на природу женской половины.
Б.В.: И Джим собрался написать такой прекрасный сценарий фильма, что только он мог бы быть его режиссером.
Д.К.: Я написал предварительную версию киносценария на 40-ка страницах, по этой версии сценария, я хотел снять фильм. Я нуждался в продюсере, которому доверю это дело, и который подстрахует меня. Я знал Гэил и материал для фильма относился к той категории, в которой она разбиралась. Также она разбиралась в низкобюждетных спецэффектах, поэтому она стала естественным выбором на роль продюсера фильма.
Г.Э.Х.: Поначалу нам отказывали все крупные киностудии, однако у нас были связи с "Orion Pictures", Барбарой Бойл и Френсисом Доул, которые работали на Роджера Кормана в "New World Pictures", они оба были наняты Майклом Мэтвоем. Мы подсунули им сценарий, он им понравился, и мы решили совместно работать над фильмом и донести его до экранов.
("ПРОТОТИП ТЕРМИНАТОРА").
Г.Э.Х.: Джим Кэмерон работал с Лэнсом Хэндриксоном над фильмом "Пиранья II". В начале Джим хотел, чтобы Лэнс сыграл Терминатора, он искал на эту роль кого-нибудь кто будет гармонично подходить.
Д.К.: Терминатор – я всегда представлял это имя как шифр. Анонимный парень. У Лэнса были подходящие актерские данные, вышел бы действительно интересный образ.
Б.В.: Это было бы интересно, Лэнс представлял Терминатора как своего рода молящегося богомола, и он работал над его движениями и всей осанкой. Он помещал фольгу в свои зубы и карабкался вверх по пожарным лестницам Венеции и, наверное, пугал соседей.
Д.К.: Я нарисовал Лэнса в его образе в кожаной куртке, с оружием и одним красным глазом.
Г.Э.Х.: Я помню, как Лэнс пришел полностью загримированным, чтобы встретиться с Джоном Дэли.
Б.В.: Лэнс пришел рано. А теперь представьте такую картину: комната ожидания, очень милая молодая секретарша и тут входит Лэнс в образе Терминатора. Он всего лишь присел и не двигался. Или что-то делал… странное поведение. Выглядел жутко, и все кто был в том офисе, испугались до полусмерти. У них не было никакой догадки, кто этот парень. Джим тоже пришел, но у него намечалась встреча, он только привез Лэнса и сказал: "Это отличный парень. Я работал с ним в другом фильме". Никто его не ожидал в таком виде, в образе с металлическими зубами. Прошло 10 секунд, и в дверь вошел Джим. Думаю, к этому времени все уже были готовы вызвать полицию. Джим воскликнул: "Ааа, Лэнс!", только тогда все успокоились. Лэнс тогда сильно напугал людей (улыбается). Он всегда делал только хорошие дела, что хорошо для руководителей, не так ли?
Г.Э.Х.: Когда мы встретились с Арнольдом Шварцнеггером, это был совсем другой Терминатор. Лэнс остался сниматься в фильме, но уже в роли полицейского-детектива в противоположность Терминатору.
Сцена из фильма: Ненавижу такие вещи. Особенно таинственные истории в прессе.
Г.Э.Х.: Верите или нет, но мы даже рассматривали О-Джей Симпсона на роль Терминатора.
("КАСТИНГ НА РОЛЬ ТЕРМИНАТОРА МОДЕЛИ 101").
А.Ш.: Они искали кого-то, кто бы сыграл положительного персонажа в первом Терминаторе и мне предложили эту роль. Они хотели начать съемки весной, но я сначала хотел ознакомиться со сценарием, и попросил его выслать. Я прочитал сценарий и сразу понял, что мне ближе роль Терминатора, а не положительного героя.
Д.К.: Майк Мэтвой сказал, что я должен устроить собеседование с Арнольдом по поводу роли Риса. Я подумал: "Шикарно. Идея фиговая, я откровенно поговорю с ним", необходимо быть дипломатичным, особенно на первых этапах. Ходишь по тонкому льду, можно потерпеть крах.
Б.В.: Джим не мог просто так отказать Арнольду, он был значимой фигурой и с ним считались. Только ссора с Джимом лишила бы Арни роли. Я помню, как Джим сказал: "Ну что ж, пожелайте мне удачи. Я собираюсь встретиться с Арнольдом и устроить ему скандал". Только так получиться убрать его из фильма и уже никому бы не захотелось работать с ним вместе. Джим перед встречей с Арнольдом пошутил: "Если со мной, что случиться, можете забрать мой стул и мою стереосистему".
Д.К.: Я пошел встретиться с Арнольдом, и он очаровал меня. Во время нашего совместного ланча, я постоянно думал, какой отличный Терминатор из него выйдет. У него была такая внушительная осанка и внешний вид, я знал, как все это перенести на экран.
Б.В.: Арнольд вообще не хотел играть Риса. Он почитал сценарий и воскликнул "Я хочу играть этого парня, Терминатора". Поэтому Джим посчитал ссору с ним хорошей идеей.
Д.К.: Я возвратился к Джону Дэли и сказал ему: "Арнольд не собирается играть Риса, но я считаю, что из него бы вышел отличный Терминатор". Джон ответил: "Давай дадим ему попытку". Поднял трубку, позвонил агенту Арнольда, я только слышал слова Джона в беседе. Я помню, что он сказал: "Да, Лу, правильно, но он главный персонаж. Главнее всех". Что он ответил? Полагаю, что слова Лу Пита были такие: "У него только шесть строчек текста. Он только в нескольких сценах". У Лу хорошая репутация, с ним считались. Надо было все уладить, чтобы не было конфликта. Так все пути были открыты и мы начали снимать фильм.
Б.В.: Изначально задумывалось, что Терминатор будет ростом 5 футов 6 дюймов, непривлекательным, ничем не отличавшийся от остальных и предполагалось, что он будет невидим для обычного зрения. Даже можно утверждать, что он был 6 футов 3 дюйма.
Расчлененный австрийский парень в 220 фунтов не самый лучший союзник в твоей команде. Знаешь почему? Потому что это Лос Анжелес.
Г.Э.Х.: Так родилась идея непреодолимого Терминатора, а у зрителя не должно было сложиться впечатление, что под внешней человеческой оболочкой скрывается металлический каркас. Этой оболочки было бы достаточно, чтобы убедить людей, что существо смертно и ничто не выдавало в нем робота-Терминатора. Сначала мы не были уверены, в нужном ли направлении мы двигаемся, но потом оказалось, что мы приняли правильное решение.
Д.К.: Я всегда считал, что Арнольд внес большой смысл в фильм. Он взялся за эту роль, потому что любил кино, не обязательно только самого персонажа и его потенциал. Поэтому с самого нам было все ясно с выбором.
Г.Э.Х.: Арнольд первым проходил кастинг. По существу Арнольд демонстрировал нам свои движения, а затем мы могли сконцентрироваться на подборе других прекрасных актеров на второстепенные роли.
("КАЙЛ РИС И САРА КОННОР").
Г.Э.Х.: Майкл Бъен появился у нас на прослушивании, как только закончил играть роль Святого Себастьяна для фильма, и он совсем не был похож на героя боевика, какого предполагали взять на роль Риса.
М.Б.: Я вернулся с просушивания к спектаклю "Кошки на раскольной крыше" к Марку Таперу. Это была серьезная работа в Хосе Квинтеро Продакшн, я упорно работал над характером и акцентом, провел там два, три часа, но так и не получил роли. Тогда я появился на пробах фильма "Терминатор", на роль Кайла. Думаю, на тот момент у меня еще присутствовал южный акцент присущий роли в "Кошках".
Г.Э.Х.: Никто не думал, что мы отреагируем на пробу Майкла.
М.Б.: Я прочитал текст, а потом мой агент передал мне, что подхожу для роли, но во мне выделялся южный акцент. Они не хотели брать кого-то с таким акцентом. Я и мои агенты недоумевали: "О чем вы говорите? Я не с юга? Я с Небраски. Это в центральной части Америки. Посмотрите на меня". Потом я понял, что случилось и мы повторили пробы.
Д.К.: Я увидел в Майкле силу и интеллект, в котором нуждался.
Г.Э.Х.: В нем было что-то уязвимое, и это оказалось очень важным, быть не только крутым героем боевика, но и ранимым. Именно поэтому мы пошли навстречу Майклу. В нем были объединены два навыка: быть в отличной физической форме и натурально играть, это касается и его эмоциональной связи с Сарой.
М.Б.: Самое интересное в моем персонаже было то, что он должен сложить воедино все куски мозаики. Объяснить, кто такой Терминатор, откуда он явился, что случилось в прошлом, что произойдет в будущем, кем была Сара и кто мой персонаж. Рис должен был рассказать всю историю от начала до конца, все что произойдет, потому что он единственный кто все знал. Повествование обычно тормозит показ, развитие действия в фильме приостанавливается от таких приемов. Я считаю, что идея Джима рассказать всю историю на ходу, вышла изумительной. Повествование велось во время автомобильной погони, когда мы с Сарой бежали, прятались, когда по нам стреляли, – мой персонаж все продолжал рассказывать. Терминатор тот-то, Терминатор оттуда-то, и в это время мы визжим тормозами на поворотах. Джим смешал действие на экране со вставками повествования, и это помогло мне сделать историю нескучной для зрителя. Это лучше, чем просто сидеть и рассказывать историю.
Г.Э.Х.: Наша встреча с Линдой показала, что она не просто женщина, которая умеет хорошо и громко кричать, она оказалась способна на большую роль. Она могла быть просто девушкой по соседству, которая в конечном итоге станет матерью и спасет человечество. И такое преобразование для ее персонажа далось отнюдь не легко.
Д.К.: В Линде я разглядел комбинацию силы и простодушия, ей это было необходимо. В фильме она идет между двумя этими полюсами. Вы не видите ее силу до самого финала.
Л.Г.: Она – женщина, которая выросла и преобразовалась на экране. И таких персонажей всегда прекрасно играть. Вызов. Она не из тех, кто начинает, а из тех, кто заканчивает. Она прошла путь от нормальной и ранимой девушки, до женщины с огромной внутренней силой, которая двигается вперед и это здорово.
М.Б.: У нас с Линдой сложились отличные деловые отношения, и нам это далось чрезвычайно трудно.
Думаю, для нее эта работа была чрезвычайно трудна, потому что весь сюжет был очень страшным. Бег, прыжки и стычки, она очень хорошо все сыграла. Может быть, Джим немного переусердствовал во время съемок, были моменты, когда Линда вся расстраивалась, уставала, сердилась, ругалась и посылала всех прочь. Думаю, такое поведение абсолютно подходило ее персонажу.
("СОБИРАЯ КОМАНДУ").
Г.Э.Х.: Один из сторонних участников работы над фильмом, которого мы должны были привлечь к съемкам, чтобы получить "зеленый свет" на студии, в конце концов, так и не поучаствовал в работе над фильмом. Нам посоветовали привлечь к этой работе Дика Смита, в то время одного из лучших специалистов по гриму. Он прочитал сценарий и сказал, что он не тот человек, который нам нужен. Нужный человек для такой работы был Стэн Уинстон и Дик порекомендовал его нам, а затем удостоверился, что Стэна взяли в команду как главного по спецэффектам.
С.У.: В то время я был очень высокомерным, я посмотрел на эскиз эндоскелета, который нарисовал Джим и воскликнул: "Боже мой! Он потрясающий!" Затем я прочитал сценарий, и внезапно все мое зазнайство ушло, я понял, что очень хочу работать над этим фильмом.
Д.К.: Стэн был принят и уже в самом начале он сделал большую работу, еще до того как фильму дали "зеленый свет". Он верил, что все получиться.
Г.Э.Х.: Студия по производству спецэффектов "Fantasy II" была подключена к работе достаточно рано, чтобы мы смогли точно определить какой эффект в каком месте фильма применить.
Д.У.М.: Я прочитал сценарий за 45 минут, никогда не читал сценарии с такой скоростью. Я "проглотил" его мгновенно, положил на стол Лесли и сказал: "Здорово! По этому сценарию выйдет отличный фильм. Мы должны его снять".
Д.В.: Меня вызвали в офис Джина Уоррена Младшего из студии спецэффектов "Fantasy II" в Бурбанке, чтобы я начал работу над миниатюрными пиротехническими эффектами. У меня на столе лежали раскадровки и много иллюстраций к этому фильму. Когда я все это увидел, я пришел в неописуемый восторг и подумал: "Это так близко к одному из моих любимых фильмов – "Войне миров"".
Д.У.М.: Джим пожелал использовать такие технические приемы, как подвешивание моделей на драпах, высокоскоростная фотосъемка и прочие эффекты.
Д.К.: Джин Уоррен и другие сотрудники создали эффекты таким способом, который меня устраивает. Большие модели, фотографическое увеличение, работа без особого контроля над движением, съемка с угла от бедра и нарисованный глаз. Такие дела.
М.Г.: Студия "Fantasy II" в основном создавала визуальные спецэффекты. Стэн Уинстон занимался гримом Терминатора, протезами и т.п. Головы… марионетки.
Г.Э.Х.: Они были готовы использовать раскадровку: "Мы воплотим эти идеи в жизнь. Мы собираемся задействовать в этих эпизодах покадровую анимацию". Это одна из причин почему мы снимали сцены без пауз и резких переходов, не обращая внимания как мы это делаем технически.