The Making Of The Terminator: A Retrospective.
(DVD "The Terminator" Ultimate Edition, disc 2).
Возрастной рейтинг: 12+.
Д.К. – Джеймс Кэмерон (Режиссер)
А.Ш. – Арнольд Шварцнеггер (Актер).
Т. – Терминатор (Персонаж фильма).
Ж. – Женщина (Персонаж фильма).
М. – Мальчик (Персонаж фильма).
C. – Старик (Персонаж фильма).
К.Р. – Кайл Рис (Персонаж фильма).
С.К. – Сара Коннор (Персонаж фильма).
(Почти весь фильм – это диалог Джеймса Кэмерона с Арнольдом Шварцнеггером).
Д.К.: Идея снять "Терминатор" возникла, когда я был в Риме. Я сидел в своем гостиничном номере. В то время я болел, лежал в постели с высокой температурой и тогда у меня появились все эти странные образы для фильма. Я был в чужом городе один и чувствовал себя оторванным от человечества и таким образом я смог спроецировать себя на двух главных персонажей, которые прибыли из будущего и оказались не в своем времени, не на своем месте. Я всегда хотел снять какую-нибудь настоящую историю о роботе, потому что до меня этого никто не делал.
("ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ТИТРЫ").
Д.К. (Арнольду): О чем ты подумал, когда тебе дали прочесть сценарий T1 в первый раз? Они хотели, чтобы вы прочитали его как за другого персонажа, так? Чтобы вы читали его, думая о другом персонаже, о Рисе. Вспомни, о чем ты думал?
А.Ш.: Я помню, что чем дольше читал сценарий, тем больше меня завораживал персонаж, Терминатор.
Д.К.: Плохой парень.
А.Ш.: Да. Я представлял его очень крутым.
Т: Ваша одежда. Дайте мне ее. (Сцена из фильма).
Д.К. (Арнольду): Тебе понравилась история и особенно все то, что в ней проделывал Терминатор.
А.Ш.: Поначалу у нас все шло к тому, чтобы я сыграл положительного героя в этом фильме.
Д.К.: Совершенно верно. Я тоже предполагал, что ты так и сделаешь. Забавно вышло, во время нашего совместного ланча в глубине души я думал о Терминаторе и ты тоже, однако мы никогда не встречались раньше, и никто из нас не упоминал об этом персонаже. А после мы возвращаемся к съемочной группе и оба произносим: "Терминатор".
А.Ш.: Ты тогда поступил разумно, выслал в мой офис свой рисунок Терминатора фактически с моим лицом и с пистолетом 45-го калибра возле подбородка. Я посмотрел на эту картинку и воскликнул: "Я – Терминатор и должен сообщить об этом". Я сразу же позвал своего агента Лу, рассказал о вас и сообщил: "Я хочу играть Терминатора". Договор был заключен.
Д.К.: Тогда была изменена оригинальная концепция, а сценарий вообще не переписывался. То есть не были изменены диалоги и сюжетная линия, только визуальная концепция. Вначале Терминатор задумывался как анонимный персонаж из толпы. Неприметное лицо из толпы могло выйти и убить вас, без каких либо причин, за исключением, если ваша жизнь сыграет роль в скором будущем. И это концепция изменилась, потому что Арнольд не может "раствориться" в толпе, он хорошо заметен. Это дало картине немного гиперболического визуального стиля. Намного больше, чем реалистичного. То есть фильм по-прежнему реалистичен, но стал более жутковатым и зрителю было очевидно, что Терминатор не совсем человек.
Д.К. (Арнольду): Очевидно, что от напряженного выражения лица ты становился похожим на убийцу, благодаря этому тонкая грань между тобой и твоим персонажем полностью стирается, в этом был некий смысл… И было чувство… Эмоция не совсем правильное слово, скорее намерение. Ты был убийцей, я не имею в виду хищника, но, тем не менее, был на пути к нему и очень сосредоточен на своей цели.
Т: Сара Коннор? (Сцена из фильма).
Ж: Да? (Сцена из фильма).
Терминатор стреляет.
А.Ш.: Действительно, все разговоры сводились к тому, как я буду двигаться, если буду играть робота?! Движения должны были быть не как у людей, а механические: движение руки в горизонтальном направлении, достал оружие, перезарядил, выстрелил и спрятал оружие обратно. Ни одного движения плеча или головой, а затем всем телом развернуться и уйти, но все сделать плавно.
Д.К.: Движения Терминатора были решительными, но плавными, без всякой суеты, потому что на лишние движения растрачивается энергия. То есть они были максимально эффективны для нахождения наикратчайшего пути между двумя пунктами.
Д.К.: Я подумал, что для персонажа Терминатора будет эффективен slow-motion. То есть резкий переход от обычной скорости пленки на замедление, в котором почти не замечаешь этого, и картинка становится как во сне. Или же эффект растяжения времени подобный тому, какой испытываешь в автомобильной пробке. Что-то происходит, но вы не можете этого остановить, и время кажется бесконечно долгим. В этой сцене для меня оказалось забавным нарастание накала, скрытая напряженность. Вот-вот что-то случиться, зная, что два парня, скрываясь в толпе, вооружены, и все полетит к черту.
К.Р.: Идем со мной, если хочешь жить. (Сцена из фильма).
Д.К. (Арнольду): Помню тот день, когда снимали сцену, где ты проезжаешь автостоянку в полицейской машине. Машина украдена, и ты ищешь своих жертв. В тот день мы собрались и обсудили физическое поведение персонажа, мы решили, что он будет…
А.Ш.: Сканировать.
Д.К.: Как акула, двигаться взад и вперед в поиске добычи. И ты придумал идею двигать глазами, затем поворачивать голову, вслед движению глаз и также обратно, словно камера наблюдения. Забавно, сначала эта идея меня не впечатлила, но на следующее утро я внимательно посмотрел отснятые дубли и воскликнул: "Потрясающе! Я никогда такого не видел раньше".
Т.: Я вернусь. (Сцена из фильма).
Д.К. (Арнольду): Когда я придумал фразу "Я вернусь", то даже не подозревал, что она выйдет такой удачной и в ней будет столько юмора. Я думал фраза сыграет для тех, кто посмотрит этот фильм повторно. Они снова смотрят фильм и уже знают, что робот въедет в дверь на машине, разнеся все вокруг. И "Терминатор" оказался тем фильмом, который люди смотрели снова и снова. А знаешь, что еще? Люди, не видевшие этот фильм раньше, строили предположения, каким образом робот вернется. Они были увлечены картиной, и это работало.
Д.К. (Арнольду): При съемках первой картины ты был также увлечен своим персонажем и работой, как и во всех своих других фильмах. Но я не работал с тобой раньше, поэтому не был готов к такой активности с твоей стороны. Например, в сцене, где ты прыгнул на капот автомобиля, который сдавал к переулку, твоя рука была в огне.
А.Ш.: Я считаю, что самые худшие моменты съемок были не те, где я должен был делать что-то физически, например, пробивать окно или выпадать из него, падать на разбитое стекло или ехать на капоте машины, нет. Хуже всего была кислота, которой меня облили, чтобы мой персонаж дымился.
Д.К.: (смеется). Да, мы действительно тебя обливали кислотой.
А.Ш.: А я спрашивал: "Разве нет другого способа?"
Д.К.: Это была очень умеренная по интенсивности кислота.
А.Ш.: Да, очень умеренная.
(смеются).
А.С. (Джеймсу): Я недоумевал: "Разве нет другого способа добиться дыма на одежде? Я бы мог курить вместо того, чтобы обливаться кислотой" Трюки с огнем, кислотой и прочим… ты никогда не узнаешь, каково это…
Д.К.: (смеется). Когда эта хрень вокруг лица…
А.Ш.: Или липнет к глазам, немного жжет. Очень много кислоты.
Д.К.: Думаю, главное решение, на котором основывались все съемки фильма, заключалось в том, что я стал сотрудничать со Стеном Уинстоном, вместе мы создали грим и эффектные протезы для фильма. Было принято решение создать не человека в искусственном обличии, а искусственное обличие в теле человека.
А.Ш. (Джеймсу): Я помню, как зашел в офис Стэна Уинстона, в помещение, где он разрабатывал все для образа Терминатора. Затем ты начал объяснять Стэну, на кого должен был быть похож Терминатор, и он принялся рисовать, создавать грим и конструировать все необходимое. Помню, мы прогуливались, и он сказал: "Он будет похож на тебя". Я взглянул на результат и не мог даже представить, что возможно создать такой грим.
Д.К.: Торчащие скулы.
А.Ш.: Под кожей был виден гидравлический механизм. Под щеками, когда сорвано мясо, когда размыкаются зубы или челюсть ушла в сторону, когда искусственный глаз, это вставлена линза, он источает красный свет и все в таком духе. Когда я впервые все это увидел, я сказал: "Такое сделать невозможно". Стэн посмотрел на меня и ответил: "Арнольд, это возможно, но на это потребуется много времени и массу твоего терпения".
Т.: Вылезай. (Сцена из фильма).
Д.К.: Я пытался так сконструировать сценарий, чтобы он не выходил за разумные рамки бюджета. Исполнительный продюсер умолял написать как можно больше дневных сцен т.к. они обходятся дешевле ночных. Но я обезумел, мне настолько было важно стилистически сохранить многие сцены фильма ночными, что мы пошли по этому пути. Не думаю, что это сильно отразилось на стоимости съемок.
А.Ш.: Вначале нам действительно надо было поднапрячься из-за нехватки времени и денег, особенно это касалось грима.
Д.К.: Точно. К концу съемок у нас даже практически никого не осталось, кто бы наложил грим, и мы шутили: "Арнольд, гримируйся сам!" (оба смеются).
А.Ш.: Я помню. Мы бы сами продолжили съемки. Помнишь мой удар кулаком по окну автомобиля?
Д.К.: Мы пошли и набросали сюжет, затем собрали команду из троих человек и вместе отправились снимать крупные планы с тобой в главной роли.
А.Ш.: Вы держали камеру. Я должен был надеть специальные шмотки для съемок, затем перчатки, свою одежду, ничего из обычного гардероба. Свою одежду я держал в багажнике машины. Я выгреб ее, а ты воскликнул: "Быстрее, сейчас приедет полиция. Перейди дорогу и ударь по окну". Я ответил: "ОК". Мы посмотрели по сторонам, я надел перчатки, серую куртку все остальное, затем ты сообщил, где стоит камера позади машины и я направился туда. Бум! Снято! Переходим к другой локации!
Д.К.: Весь юмор в том, что весь смысл таких действий держался в секрете. Тебе даже не пришло на ум спросить, зачем тебе надо было разбивать окно? Зачем разбивать стекло? Ты просто сделал это.
К.Р.: Он все еще ищет ее, не так ли? Он найдет ее. Он создан для этого. Только для этого. (Сцена из фильма).
Д.К.: Другой важной задачей для меня была субъективность. Чтобы зритель увидел все происходящее в фильме глазами самих персонажей, а не был бы сторонним наблюдателем. Мне нравиться вынуждать зрителя наблюдать и чувствовать за персонажей в кадре. Зритель не может быть там с ними, но надеется на лучшее. Это, прежде всего эстетическое решение при написании сценария, чтобы показать, как лично воспринимаются жуткие сны у персонажа Риса, а затем чередовать их с сегодняшней, нормальной и почти мирной жизнью Сары Коннор
А.Ш. (Кэмерону): Я помню, ты производил кастинг, особенно на главную женскую роль, в котором участвовала Линда Хэмильтон, тебя очень интересовало найти кого-то, кто бы соответствовал особым требованиям, искал особую женщину. Интересно, ты рассказывал мне, что ты ищешь.
С.К.: Говоришь тот робот из будущего? (Сцена из фильма).
К.Р.: Из одного варианта возможного будущего. (Сцена из фильма).
С.К.: И ты из будущего, так? (Сцена из фильма).
К.Р.: Так. (Сцена из фильма).
С.К.: Так. (Сцена из фильма).
Д.К.: Мы провели собеседование с Линдой, и она подошла на роль к первому фильму. В Линде чувствовалась некая сила, но сначала ее не замечаешь. Для каждого человека из повседневной жизни ее персонаж кажется добрым и уязвимым, а с развитием сюжета почти жертвой. В конце фильма ее сила проявляется.
С.К.: Давай Рис! Поднимайся солдат! Поднимайся! (Сцена из фильма).
А.Ш.: Вначале она была такой мягкой, хорошей, женственной девушкой, которая работала в ресторане, просто была там одной из молодых официанток и прекрасно проводила время. А затем она стала жертвой и со временем стала понимать, какова ее миссия и становилась все тверже и тверже. В конце фильма она стала реально жесткой. Вы ощутите, что эта женщина изменилась, и она готова принять вызов.
С.К.: Ты ликвидирован. (Сцена из фильма).
Д.К.: Очевидно, что Майкл Бьен проделал изумительную работу над своим персонажем Рисом.
Д.К.: Есть смешная байка о том, как Майкл впервые к нам пришел, чтобы прочитать свой текст. Он читал его лучше всех актеров, которых мы слушали, но с южным акцентом. Мы вежливо объяснили его агенту: "Майкл великолепен, но мы не хотим, чтобы в нем чувствовалось столь явное южное происхождение. Его персонаж из будущего и у него не должно быть такой особенности". На что агент удивился: "У Майкла нет никакого акцента!" Оказалось, что тем утром Майкл репетировал спектакль "Кошки на раскаленной крыше", и к нашим пробам не успел избавиться от акцента.
К.Р.: Беги, Сара. (Сцена из фильма).
С.К.: Нет. (Сцена из фильма).
К.Р.: Беги! (Сцена из фильма).
Д.К.: Он снова великолепно прочитал текст, но уже без акцента и мы его взяли.
К.Р.: Я прошел сквозь время ради тебя, Сара. Я люблю тебя, и всегда любил. (Сцена из фильма).
А.Ш.: Меня не покидало ощущение, что этот фильм получился чем-то большим, чем обычный боевик. Он оказался большим, чем фильм со спецэффектами или с чем-то еще как в фильме второй категории для подростков 14-18 лет. На него нельзя смотреть как на фильм для узкого круга зрителей. История в нем целостна, хороша с очень интересными темами, но в то же время фильм развлекательный с большим количеством воззваний к зрителю. Фильм оказался привлекательным и для женщин и для старшего поколения, было что-то для каждого. Думаю поэтому рейтинги были в десять раз выше, после того как фильм сошел с экранов кинотеатров, и был показан по телевидению. Столько людей посмотрели этот фильм. Когда же этот фильм вышел на видео, произошел грибной эффект. Думаю, что это, в конечном итоге, убедило нас снять второго Терминатора.
Д.К.: Забавно, из года в год, между выходом первого фильма и началом съемок второго, возрастали требования снять продолжение.
А.Ш.: Точно. Именно поэтому мы с тобой стали периодически встречаться, чтобы разработать план. Спланировать время и наметить дату съемок.
Д.К.: Вообще-то ты звонил один раз каждые шесть месяцев и пять минут говорил о каких-то других вещах, а затем спрашивал: "Как там Термиатор 2? Продвигается?"
А.Ш.: Да, так и было. Так или иначе, нам повезло, мы все-таки сконцентрировали свои силы и сняли второй Терминатор.
М: (Говорит на испанском) (Сцена из фильма).
С.К.: Что он сказал? (Сцена из фильма).
С: Он сказал, что приближается буря. (Сцена из фильма).
С.К.: Я знаю. (Сцена из фильма).
Д.К.: Для меня "Терминатор 1" был похож на галлюцинацию. Я снимал свою первую картину, и даже понятия не имел, что ее ожидает большой успех. Конечно, работая над сценарием, я надеялся на успех, но на самом деле никогда не знаешь, что произойдет. Поэтому все, что происходило после выхода картины на экраны, было словно сном для меня. Тогда я понял, что это случилось и фильм нашел свою аудиторию. Это придало мне больше уверенности и храбрости как режиссеру, чтобы начать снимать другой фильм.
А.Ш.: Сразу же, как я прочитал сценарий и встретился с Джеймсом Кэмероном, я понял, что это будет
успешная картина. Я чувствовал это на всем протяжении съемок. Каждый раз, когда мы готовились к съемкам новых трюков или к съемкам новых сцен, я все больше убеждался о том, что успех в наших руках. После того как съемки были закончены, Джеймс показал мне фрагмент отснятого материала. И он вышел таким напряженным и хорошо снятым, что я не мог оторваться. Впервые так случилось, что я посмотрел сырой материал, и его хотелось смотреть дальше и дальше. Я все это время надеялся, что фильм высоко оценят, и просил студию также наедятся на это и поддержать фильм на все 100%. Я знал, что сидел на золотой жиле.
Перевод: Егор Скрипко aka Shman.
v1.0. Сентябрь 2009 г.